Ватопед
Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения.
Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.
Ватопедский, один из больших монастырей, как и Лавра, стоит у небольшой бухты на северо-восточной стороне полуострова, на зеленом склоне горы и посвящен Благовещению Богородицы (25 марта). Возможно, в античные времена на этом месте находился небольшой город Дион.
Время основания монастыря и происхождение его названия до сих пор занимают исследователей. Согласно традиции, монастырь был основан в конце IV века императором Феодосием I в благодарность Богородице за спасение сына императора, который, будучи еще малолетним (paidion), путешествовал по морю, потерпел кораблекрушение у берегов Афона и был чудесным образом вынесен на берег к кусту (vatos), почему монастырь и получил название Vato-paidion. Однако более достоверным представляется название Vato-pedion, которое можно связывать с наличием множества кустов на простирающейся перед монастырем равнинной местности (pedion).
В ранних документах монастырь имеет названия «Ватопедская Лавра» или «Большой Ватопедский монастырь».
Хронологически основание монастыря следует относить ко второй половине Х века и связывать с именами трех монахов из Адрианополя – Афанасия, Николая и Антония, которые прибыли на Афон во времена Святого Афанасия, чтобы жить монахами вблизи него. Однако Святой Афанасий вскоре отправил их в район Ватопедского монастыря, где, как представляется, значительно ранее уже пребывали отшельники и, возможно, находилось несколько келий, объединив которые, три мужа и основали монастырь.
В Первом Уставе Святой Горы (972 г.) Ватопедский монастырь совсем не упоминается, однако в одном из актов прота Фомы, составленном в 985 году, имеется подпись настоятеля Николая. Следовательно, можно со значительной степенью вероятности предполагать, что основание монастыря в его известном в настоящее время виде относится к 972-985 годам.
Позднее, менее столетия спустя, согласно Второму Уставу Святой Горы (1046) монастырь занимает уже второе место в иерархии монастырей, что сохраняется до настоящего времени. Он становится многолюдным, экономически независимым и, кроме всего прочего, получает право посылать своего настоятеля с четырьмя помощниками в Карею. Впоследствии значительную поддержку монастырю оказывали императоры Комнины, о чем свидетельствует и хрисовул Мануила I.
В конце XII века сюда прибыли и жили здесь монахами сербы Симеон и Савва, которые создали и новые пристройки. Этим двум монахам монастырь выделил Хиландарскую келью в местности Милея, которую они расширили и превратили вскоре в независимый монастырь. Таким образом оба монастыря связаны между собой своеобразными родственными узами, что продолжается до настоящего времени и получило в частности выражение в следующем обычае: ежегодно хиландарские монахи приходят на праздники в Ватопедский монастырь, а ватопедские – в Хиландарский.
Монастырь, который начал приходить в упадок после разрушительных набегов пиратов, униатов и особенно каталанцев, получил очень значительную поддержку со стороны императоров Палеологов, особенно Андроника II, который выдал сохранившийся до сих пор хрисовул (1292), целого ряда сербских правителей, а также доместика Димитрия Палеолога. В этот же период в монастыре жили многие выдающиеся деятели культуры – такие, как Григорий Палама, впоследствии архиепископ Салоникский, Максим Грек (Триволис), сыгравший значительную роль в истории русской культуры, патриарх Геннадий, после отречения от вселенского престола, и др.
Однако годы благоденствия для Ватопедского монастыря постепенно миновали и наступили очень тяжелые времена. Максим Грек называет его лаврой и сообщает, что в его дни здесь вели полуобщежительный образ жизни. Таким образом, здесь, как и в других афонских монастырях, около 1541 года начинает утверждаться идноритмический образ жизни. Однако в 1541 году, благодаря действиям Александрийского патриарха Сильвестра, монастырь вновь становится общежительным, а затем опять идиоритмическим вплоть до 1989 года, когда он снова становится общежительным.
В XVII веке, вследствие установленных турецкими властями тяжелых податей, с целью преодоления целого ряда материальных трудностей, в частности содержания монахов, которых насчитывалось тогда около 300, Ватопедский монастырь был вынужден продать многие свои земельные владения. В преодолении этих трудностей значительную помощь монастырю оказали русские цари, а также правители придунайских княжеств, однако этой помощи хватало лишь на незначительное время.
Улучшить положение удалось только в следующем, XVIII веке, что видно, в частности, по действию существовавшей за счет средств Ватопедских монахов Афонской церковной школы, которая располагалась в отдельном здании напротив монастыря. Кроме того, сам монастырь был отстроен и стал занимать более значительную площадь в результате пристройки новых сооружений, что стало возможно благодаря пожертвованиям Константинопольского патриарха Киприана и Александрийского Герасима, многих монахов, а также других, зачастую анонимных лиц из пребывающих под чужеземным владычеством греков.
Нынешние строения большого монастыря начинаются хронологически с его основания и относятся к различным периодам. Последнее обстоятельство объясняется целым рядом восстановительных работ, проводившихся с целью ликвидации повреждений, причиненных пиратскими набегами и разрушительными пожарами, а также расширением монастыря в связи с необходимостью удовлетворения его новых потребностей и, как правило, значительным числом ватопедских монахов. Монастырские строения образуют в плане многоугольник и носят чисто фортификационный характер. Расположены они вокруг огромного мощенного плитами двора, северная сторона которого, длиной около200 м, идет параллельно морю.
Собор монастыря – здание Х века, естественно, претерпевшее ряд преобразований и получившее ряд пристроек, – посвящен Благовещению Богородицы. Планировка его – византийского афонского типа, который мы уже встречали в соборе Лавры. Более поздний открытый двухэтажный наружный нартекс храма был пристроен в 1426 году, а звонница появилась на год позже. Нынешний резной деревянный иконостас был создан в 1788 году, однако в часовне Святого Николая сохранился фрагмент раннего низкого иконостаса из мрамора, относящийся к византийской эпохе. Согласно надписям, фресками монастырь был расписан в XIV веке, в годы императора Андроника II и иеромонаха Арсения. Однако оригинальные фрески оказались покрыты более поздними росписями (1739 и 1819), несколько снизившими их первоначальное значение. Тем не менее под невыразительными красками позднейших росписей можно разглядеть черты представителей Македонской династии императоров, в особенности в сценах Тайней Вечери, Поцелуя Иуды, Страстей Христовых и др. Более поздние фрески наружного нартекса были созданы, естественно, после его постройки и тоже оказались покрыты новыми росписями в 1819 году. Храм сохранил также ряд значительных мозаик византийской эпохи, уникальных в своем роде на Афоне. Они представляют сцены Благовещения Богородицы (над кaпитeлями двух восточных колонн собственно храма), Моление (на тимпане входа литийного притвора) и еще раз Благовещения (под ним), а также более позднее изображение Святого Николая на притолоке входа в одноименную часовню. Наконец, следует упомянуть замечательный мраморный настил пола собора.
Кроме этого центрального храма, монастырь располагает целым рядом часовен, пять из которых (Святого Николая и Святого Димитрия справа и слева от литийного притвора, Богородицы Отрады или Утешения) приблизительно над второй, Архангельской и Троицкой (справа и слева от катехуменов) оказались встроены в собор. Третья из них, в которой происходит и пострижение монахов, была построена в 1678 году и расписана фресками на средства Григория, епископа Лаодикейского, а затем повторно расписана в 1846 году. За пределами храма, во дворе монастыря стоят две часовни – Святого Пояса, получившая такое название от Честного Пояса Богородицы, который хранится в настоящее время в Святом Алтаре собора и Святых Бессребреников. Эти часовни, как и упомянутые выше, расписаны фресками.
Близ стоящих рядами келий есть еще 12 часовен, из которых расписана фресками только одна – Святого Андрея. Наконец, за пределами монастыря находится и ряд других часовен, в том числе Святых Апостолов на кладбище (более поздняя, расписанная фресками), Всех Святых на винограднике (развалины), Святого Модеста, Святого Николая и другие часовни в монастырских экзартимах. Снаружи у главного входа собора, у его фасада находится фиал водосвятия, а напротив него – монастырская трапезная, построенная в XII веке в годы правления императора Алексея и расписанная фресками значительно позднее – в 1786 году.
Ватопедский монастырь очень богат регалиями, располагая одной из наиболее интересных ризниц на Афоне. Здесь хранятся многие, в том числе редкостные, регалии, ценные переносные иконы (в том числе Распятия и Святой Анны, мозаичные, икона Святого Георгия из ахата), шитые золотом священные ризы, церковная утварь, рукописные Евангелия и множество других редкостных предметов. В Свитом Алтаре собора хранятся части Животворящего Древа Креста Господня и реликвии ряда святых, составляющие диптих иконки Христа и Богородицы, известные как «нинии Феодоры», часть тростника, на котором Христу поднесли губку с уксусом во время Распятия и др.
Кроме того, на нижнем этаже высокой башни хранится много произведений искусства, в том числе полихромная чаша из яшмы – дар Мануила Палеолога. Здесь же хранится монастырский архив, включающий очень ценные хрисовулы, керовулы и другие документы, освещающие историю монастыря и датируемые, главным образом, XIV веком, хотя значительная часть старого архива была уничтожена, возможно, каталанскими пиратами.
Упомянутый выше Пояс Богородицы находился первоначально во Влахернском монастыре Константинополя, а затем в храме святой Софии, откуда его взял сербский краль Лазарь I и подарил затем Ватопедскому монастырю.
Наконец, в различных частях монастыря хранятся переносные иконы, среди которых выделяются иконы Богородицы с характерными эпитетами – Отрада (или Утешение), Провозвестительница, Закланная, Елеоточивая, Ктиторская (или Алтарная) и др.
Библиотека Ватопедского монастыря богата как рукописями, так и печатными книгами. Количество первых превышает 2000, из которых 625 и 25 свитков в монастырском архиве написаны на пергаменте. Из них особо выделяется ряд иллюстрированных рукописей (№№ 602, 609, 655, 1199 и др.) с очень ценными миниатюрами и другими украшениями. Число печатных книг превосходит 25000, среди которых много старых и ценных изданий.
Временно библиотека располагается в башне в северо-восточном углу монастыря. Однако для нее, а также для ризницы, которая располагается в отдельном здании рядом с трапезной, приготовлены новые помещения на реконструированной в последнее время северной стороне, куда в ближайшем будущем будут перенесены обе эти части.
Ватопедскому монастырю принадлежит греческий скит Святого Димитрия, который находится примерно в получасе ходьбы к юго-западу, в направлении к горе, на том месте, где когда-то в старину находился монастырь Халкея. Это идиоритмический скит с очень незначительным числом монахов (3 или 4). Скит насчитывает 21 каливу, большинство из которых в настоящее время закрыты. Церковь (kyriakon) скита была расписана фресками в 1755, а построенный позднее (1796) наружный нартекс – в 1806 году. Скит также располагает библиотекой с 73 рукописями, а в последнее время в монастырь было перенесено около 200 печатных книг.
Этому же монастырю принадлежит русский скит Святого Андрея, «Серай», близ Кареи, где ранее находился монастырь Ксистра. Это была еще келья, посвященная Святому Антонию, когда здесь обосновались Константинопольские патриархи Афанасий III и Серафим II. Они реконструировали келью (1763) и дали ей нынешнее название. В 1842 году Ватопедский монастырь передал келью Виссариону и другим русским монахам, которые после многих стараний преобразовали келью в скит. Это преобразование подтвердил своим сигиллом в 1849 году патриарх Анфимий IV. Сразу же после этого скит получил развитие, благодаря строительству больших и впечатляющих зданий, составивших в плане прямоугольник (1857-1900). В настоящее время скит покинут монахами, и только в одном из его крыльев располагается нынешняя Афонская школа. Богатая церковь (kyriakon) скита, которая сооружалась с некоторыми перерывами в течение целых двадцати лет (1867-1900), стоит в неприкосновенности и считается самым большим храмом на Афоне и одним из наиболее величественных храмов на Востоке. Кроме храма, скит располагает также рядом часовен, из которых часовня Святого Антония. бывшая ранее также главной церковью (kyriakon), расписана фресками в 1766 году.
Наконец, монастырю принадлежат 27 келий – 22 в поселке Колицос и его окрестностях (из них обитаемы не все), а также к западу от монастыря, и 5 в Карее, одна из которых, Успенская, является представительством монастыря. Кроме того, монастырю принадлежат 10 калив (все покинутые) в Каламици и несколько подворий за пределами Афона – в Порто-Лаго. на Самосе и др.
В настоящее время Ватопедский монастырь насчитывает в целом около 170 монахов, которые проживают в самом монастыре и его экзартимах.
Предание.
У Императора Феодосия (379 — 395) было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету и двух своих сыновей-подростков в путешествие в Рим. При возвращении из Рима в Константинополь, возле местечка Имброс, Аркадий во время шторма был смыт за борт гигантской волной и сразу же исчез в пучине моря. Кораблю чудом удалось причалить к берегу — именно возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. Придворные императора, глубоко скорбевшие о гибели всеми любимого отрока, обойдя весь берег, вдруг увидели его — живого! Царевич спокойно спал под кустом куманики (эта ягода представляет собою вид ежевики). Когда его разбудили, Аркадий рассказал им, как чудесным образом спасла его Богородица, к Которой он воззвал в последней, отчаянной надежде на спасение… В благодарность за спасение сына Император воздвиг на этом месте монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед — Βατοπαίδιον (от слов βάτος — купина, терновый куст и παιδίον — отрок, дитя).
Император пожертвовал тогда монастырю икону Божией Матери, которую поставили в алтаре соборной церкви. Иконе было дано имя «Отрада». К нему годы спустя добавилось второе — «Утешение». Это случилось в 807 году, когда Небесная Заступница спасла Ватопедский монастырь от разграбления разбойниками.