Иверон
Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения. Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.
Иверский монастырь находится у небольшого живописного залива на северовосточной стороне полуострова, у самого устья большого горного потока. Монастырский праздник – Успение Богородицы (15 августа). Сюда можно добраться, спустившись из Кареи и совершив после этого приятную прогулку продолжительностью около полутора часа.
Монастырь был основан в последней четверти Х века, вскоре после Лавры и Ватопедского монастыря на месте (или вблизи него), где ранее находилась Лавра Святого Климента. Основание монастыря связано с именами Иоанна Ивера и Иоанна Торникия, однако, по-видимому, речь идет об одной и той же личности, хотя грузинские источники недвусмысленно упоминают двух человек. Иоанн Торникий, бывший придворным царя Иверии (Грузии) Давида и византийским вельможей, оставил все и стал монахом поначалу в одном из монастырей Македонии. Затем он ушел на Олимп и наконец – на Афон, в пустынное место в окрестностях Лавры, где ему представился случай познакомиться со Святым Афанасием, который предложил Торникию остаться возле него.
Византийский император Василий II пригласил в столицу теперь уже ставшего монахом Торникия, обращаясь к нему за помощью в разного рода дипломатических и военных вопросах, в особенности в подавлении мятежа стратига Варда Склира, который уже поднял восстание против государственной власти и сражался с императорскими войсками. Откликнувшись на просьбу императора, Торникий сиял рясу и отправился против Склира вместе с царем Давидом, с успехом выполнив эту миссию. Затем он вернулся снова на Афон, где занялся строительством нынешнего монастыря или, возможно, расширением уже существовавшей Лавры Святого Климента. Это крупное строительство было начало и завершено благодаря щедрым пожертвованиям императора и богатой военной добыче, полученной в результате упомянутой выше победы.
Новый монастырь назывался изначально Иверским по причине происхождения его основателей и первых монахов, сохранив свое название по сей день. Однако в 1357 году в соответствии с сигиллом патриарха Каллиста II этот грузинский монастырь был передан грекам, которые превосходили тогда и численностью и ролью в духовной жизни монахов из Иверии (Грузии).
С очень раннего времени и до XIV века новосозданному монастырю было передано очень много небольших монастырей, в том числе Леонтия в Салониках, Иоанна в Коловосе и Иериссе, Святого Саввы, Халда, Каспака и др. Естественно, что Иверский монастырь тоже подвергался разного рода разрушительным вторжениям на Афон, переживая все их последствия.
Так, имеются сведения о многочисленных вторжениях пиратов, западных униатов и грозных каталанцев в начале XIV века. Однако впоследствии византийские императоры, сербский краль Стефан Душан и главным образом цари Иверии оказали помощь в восстановлении монастыря.
Этот период нового расцвета монастыря продолжался до конца XVI века, когда появились значительные экономические трудности. для выхода из этого казавшегося безвыходным положения иверские монахи отправились на свою родину и посетили царя Александра VI, которому передали ключи от монастыря, проси о материальной поддержке. В результате этих действий, а также поездок монахов в другие страны были собраны значительные денежные средства, позволившие монастырю не только рассчитаться с долгами, но и приступить К строительству новых сооружений, а численность монахов значительно возросла.
В середине XVII века иверские монахи по приглашению царя Алексея Михайловича отправились в Россию, принеся с собой в качестве подарка копию иконы Богородицы Вратарницы, благодаря которой излечилась дочь царя. В знак благодарности Богородице и иверским монахам, Алексей Михайлович передал им монастырь Святого Николая в центральной части Москвы.
Интерес к монастырю проявляет в это же время и целый ряд патриархов, которые оказывают ему всяческую помощь. В течение некоторого времени здесь находился греческий народный мученик патриарх Григорий V. Во время Национально-освободительной войны 1821 года Иверский монастырь снова оказался в экономически сложном положении, в основном по причине сделанных им значительных пожертвований для освободительной борьбы. Дважды, в 1845 и 1865 годах, часть монастыря пострадала от страшных пожаров, но была восстановлена затем благодаря его богатствам и пожертвованиям многих христиан.
Собор монастыря, посвященный Успению Богородицы, был построен в первой половине ХI века иверским монахом Георгием Варазваче, который течение многих лет был настоятелем монастыря. В 1513 году собор был перестроен. Находится он приблизительно посредине монастырского двора и построен в византийско-афонском стиле. От первоначального собора сохранилась прекрасная мраморная облицовка с геометрическими узорами и надписью вокруг: «Я, Григорий, иверский монах и ктитор, укрепил колонны его, дабы не дрогнуть ему вовек». Интересны и двупоясные капители (естественно, используемые вторично) колонн собственно храма, которые украшены листьями аканфа и головами телят по бокам.
Фрески собора были написаны в разное время, начиная с XVI и кончая XIX веком, когда они были покрыты новыми росписями. Интерес представляют послевизантийский иконостас из резного дерева с очень богатым растительным декором, дверь из наружного нартекса в литийный притвор из серебра и эбенового дерева очень изящной работы и серебряный семисвечник в виде лимонного дерева с 30 позолоченными лимонами и 7 подсвечниками, который, согласно двуязычной (на греческом и русском языках) надписи в стихах, был подарен архимандриту Кириллу для его монастыря жителями Москвы в 1818 году.
Снаружи двойного нартекса храма позднее был пристроен третий нартекс – застекленный, с фресками 1795 года.
Перед собором находится фиал водосвятия, восстановленный после пожара 1865 года, а напротив фасада – монастырская трапезная, заново построенная и расширенная архимандритом Афанасием Акарнанским в 1848 году. В том же году над ее входом была построена высокая звонница.
Внутри монастыря, напротив больших ворот, приблизительно посредине южной стороны возвышается крепостная башня (1725), в настоящее время сильно разрушенная, тогда как другая прекрасная башня (1626) у его пристани сохранилась, наоборот, очень хорошо.
Кроме собора, на территории монастыря есть еще 16 часовен. Две из них – Святого Николая (1846) и Архангельская (1812) расположены соответственно справа и слева от литийного притвора.
Во второй из них бережно хранят реликвии около 150 святых, части инструментов, использованных при распятии Христа. и часть Животворящего Древа Креста Господня.
Две другие значительные часовни – Богородицы Вратарницы и Иоанна Предтечи находятся во дворе. В первой из них (1680), которая расположена у старого входа в монастыре, хранится чудотворная икона Богородицы с богатым позолоченным окладом, которая, согласно преданию, отправившись по волнам из Константинополя, вышла из моря где-то близ нынешнего монастыря. Фрески часовни были созданы в 1683 году, иконостас – в 1785 году. Кроме того, следует отметить, что в нартексе монастыря, который был расписан фресками в 1774 году, среди изображений святых изображены в ряд греческие мудрецы – Солон, Софокл, Фукидид, Платон, Аристотель и Плутарх, а также цари Александр и Дарий.
Вторая часовня – Иоанна Предтечи находится к востоку от первой. Она была построена от фундамента настоятелем Агапием (1710), а расписана несколько лет спустя (1714). Иконостас часовни – замечательный образец искусства резьбы по дереву (1711). В прочих 12 часовнях находятся только переносные иконы.
За пределами монастыря находятся 12 его кафизм, 13 келий в направлении Кареи, 3 в направлении Филофеева монастыря и 10 – на территории Кареи и вблизи нее. Одна из них – келья Святого Димитрия является представительством монастыря.
Иверскому монастырю принадлежит также скит Предтечи или Иверский скит к западу от монастыря, в сторону горы, на расстоянии получаса ходьбы от монастыря. Это греческий идноритмический скит, основанный в 1730 году, тогда как церковь (kyriakon) его была построена в 1779 году и расписана фресками в 1799 году. В настоящее время скит располагает 8 каливами, в которых проживают несколько (5 или 6) монахов.
Очень богата ризница Иверского монастыря, принадлежащая к числу наиболее значительных на Афоне. Расположена она вместе с библиотекой в одноэтажном здании более поздней постройки во дворе. Здесь хранятся бесценные сокровища – шитые золотом священные ризы, церковная утварь, кресты, чаши для причастия, медальоны, митры, полное архиерейское облачение патриарха Дионисии IV, мантия Григория V, замечательный расшитый занавес Врат рукодельницы Кокконы Оролога с изображением Богородицы и многие другие священные предметы и регалии. Наконец, здесь же хранится т.н. саккос императора Цимисхия, который находится в библиотеке, украшенный разного рода узорными арабесками и изображениями 10 львов и 4 двуглавых орлов. По всей вероятности, это архиерейское облачение XV века.
Богата и очень хорошо организована монастырская библиотека. Здесь хранится более 2000 рукописей на различных материалах и различного содержания и 15 литургических свитков. Из этих кодексов 123 написаны на пергаменте, а прочие (23) – на бомбазине (шелковой ткани) и на бумаге. К этому числу следует прибавить также около 100 пергаментных рукописей на грузинском языке. Интерес представляют также иллюстрации некоторых греческих рукописей (в особенности №№ 1, 5, 55, 56, 111, 463, 874 и др.).Кроме отдела рукописей, в библиотеке находится более 20000 печатных книг, некоторые из которых – архетипы и старопечатные издания.
В библиотеке хранятся также очень ценные документы императоров и патриархов, прежде всего хрисовулы императоров Константина VII Багрянородного (946 и 958), Романа II (960), Василия II (980) и др. Иверский монастырь занимает третье место в иерархии 20 афонских монастырей. Монастырь является общежительным (с1990 г.) и, как было уже сказано, в начале здесь проживали монахи из Иверии (Грузии), для которой монастырь являлся важным культурным центром. Последний грузинский монах умер в 1955 году. В настоящее время монастырь насчитывает около 90 монахов, проживающих внутри монастыря и за ее пределами – в ските и кельях.
Предание.
Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая еще Вратарница, которую весьма почитают в России. По преданию, она приплыла к берегу Афона по морским волнам. Доставил же ее на берег преподобный Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Будучи призван, по откровению, принять святой образ, он направил стопы свои к берегу моря, и, увидев на его водах икону, от которой поднимался в небо столп света, бросил на волны рясу и на ней поплыл к иконе, взял ее и возвратился обратно. Затем несколько иноков перенесли ее в монастырь Иверон. Икону расположили над воротами монастыря, поэтому она так и называется — «Портаитисса» («Вратарница»). Сейчас икона помещена в специальный киот, который находится чуть в стороне от врат в особом небольшом храме.