Скульптура
В отличии от архитектуры, скульптура на Афоне представлена довольно ограничено. Впрочем, это явление вообще характерно для всей византийской культуры, особенно в послеиконоборческий период, когда на Афоне впервые официально появляется монашество.
В силу этого характерные произведения скульптуры представлены главным образом архитектурной глиптикой, каковой являются колонны, капители, рельефные плиты и парапеты. Среди капителей можно выделить целый ряд типов, причем некоторые из них, вторичного использования, представляют особый интерес. То же справедливо и в отношении обычно полихромных колонн, которые встречаются на позднеантичных памятниках.
Парапеты встречаем главным образом на фиалах водосвятия у соборов, в монастырских дворах. Большой интерес с художественной и археологической точек зрения представляют парапеты фиала Великой Лавры с рельефными изображениями и геометрическими мотивами крестами, розеттами, сочетаниями птиц и т.п. Схожие парапеты находятся и на западной стороне собора того же монастыря под застекленной частью наружного нартекса.
Одним из лучших образцов памятников этого рода считается находящаяся на западной стороне собора Ксиропотамского монастыря мраморная плита с изображением Святого Димитрия, относящаяся, по всей вероятности, к средневизантийской эпохе. Святой изображен в полный рост анфас в хламиде и с крестом в правой руке. Согласно традиции, подтверждаемой также более поздней надписью на рамке, этот рельеф был доставлен сюда из Константинополя. Существует и другая точка зрения, согласно которой этот рельеф был привезен из Салоник.
На фасадах и боковых сторонах храмов, а также во многих других местах на различных монастырских сооружениях зачастую можно видеть мраморные или каменные плиты с рельефными изображениями или простым декоративным орнаментом.