Иконы
Афонские монастыри славятся уникальными иконами, в том числе большим количеством древних переносных икон византийской эпохи. Иконы написаны на деревянных досках и хранятся в особых помещениях и ризницах монастырей, а также выставлены в соборах и часовнях Святой Горы. Значительная часть икон посвящена Пресвятой Богородице, которая с трепетом почитается святогорскими монахами. Эти иконы считаются наиболее ценными реликвиями афонских монастырей.
Многие иконы датированы временем правления последних византийских императоров Палеологов (1261-1453). Однако большинство икон относится к послевизантийской эпохе. Среди них особо выделяются иконы критской школы, отличающиеся по сравнению с фресками ( о которых шла речь выше) еще большей консервативностью На. иконах отсутствуют какие-либо сюжеты, присущие палеологовскому искусству. Мы видим только изображения святых. Однако в течение всего периода турецкого владычества живописцы, независимо от того, писали ли они культовые или сюжетно-повествовательные иконы, пытались как никогда более сохранять православную веру и ее традиции и следовать в своем творчестве учению церкви, служителями которой они являлись.
Существует много преданий, связанных с историей создания и появления икон на Афоне и их чудотворном действии. Так, некоторые из них, наиболее древние, считаются нерукотворными или написанными Евангелистом Лукой. Иконы, которыми особо гордятся монастыри, находятся, как правило, на проскинитариях соборов или одноименных часовен. Из уст монахов можно услышать множество историй о чудесном появлении икон на Афоне, согласно которым они были дарами, принесенными, главным образом, из Константинополя. В большинстве случаев иконы приплывали к берегам Афона по морю, в которое их вынуждены были бросать владельцы с целью спасения от ярости иконоборцев или от иноверных захватчиков.
На Афоне наиболее ценные собрания икон находятся в монастырях Великой Лавры, Ватопедском, Иверском, Хиландарском, Пантократоровом, Кутлумушевом, Свято-Павловом и Каракаловом, а иконы послевизантийского иконостаса храма Протата (1542), знаменитый Додекаорт Ставроникитского монастыря (1546), Большое Моление (пять икон) живописца Евфросина (1542), ряд апостольских икон — в новом соборе Ксенофонтова монастыря и др.
Особого внимания заслуживают и мозаичные иконы Христа Спасителя (Эсфигменов монастырь), Богородицы Одигитрии (Хиландарский монастырь), Распятия, Святой Анны с Богородицей (Ватопедский монастырь), Святого Иоанна Евангелиста (Великая Лавра), Святого Николая Устричного (Ставроникитский монастырь), Святых Георгия и Димитрия (Ксенофонтов монастырь) и др.