Фрески
Пресвятая Богородица

ГОРА АФОН » Искусство на Афоне > » Фрески

monu

Фрески

Крещение, XIX век, Ватопед

В отличие от архитектурного стиля соборов, который может быть определен как уникальный  «афонский», живопись на Афоне представляет собой различные художественные течения того или иного времени.

Многие живописцы  византийской и поствизантийской эпохи трудились над украшением  афонских памятников, значительное число которых сохранилось до сих пор. При этом не следует забывать и того обстоятельства, что  Святой Афон славился  и  собственными художниками-агиографами (иконописцами) и был  важным центром агиографии, как   например, в Константинополе. Все находящиеся здесь фрески и большая часть выносных икон были  созданы афонскими  художниками. И в настоящее время здесь находятся агиографические мастерские, в которых трудятся монахи-агиографы.

На внутренних стенах большинства афонских монастырей, храмов, а также многих часовен имеются  фрески  ( живопись по мокрой штукатурке).

Оплакивание Христа. Деталь

В соответствии с различными периодами византийской эпохи иконографические сюжеты располагаются по следующим один за другим  параллельным поясам, разделенных  рамками, и поэтому выглядят как  самостоятельные картины.

Учитывая иконографические каноны,  каждая фреска находится   на соответствующем месте,  и  изображения располагаются снизу вверх. Прежде всего, это образы святых, преподобных и аскетов, затем сцены из Жития и Страстей Христовых, из жития Богородицы, взятые из канонических и апокрифических Евангелий, еще выше – на парусе свода (на сферическом треугольном пространстве) изображены четыре евангелиста, причем Иоанн и Матфей находятся на восточной стороне, поскольку они рассказывают о божественной и человеческой природе Христа, затем,  в глубине, т.е. в нише Святого Алтаря,  изображены Богородица, Божественная Литургия, причастие апостолов и великие отцы церкви; наконец, на тимпане купола изображены Моление, ангелы и пророки, а внутри самого купола, т.е. в самой высокой части храма, символизирующей небо, – образ Христа Вседержителя.

Большинство памятников Афона было отреставрировано в разное  время, в результате чего фрески  имеют несколько слоев росписи.

Апостолы Петр и Павел, XII век, Ватопед

Самые ранние из сохранившихся на Афоне фресок датируются XII веком. Это  изображения апостолов Петра и Павла, а также ряд других изображений, например, кресты  (возможно, Х века)  в келье Равдуха близ Кареи  и  расположенного ниже Куглумушева монастыря.

К  ХIII веку относятся фрагменты фресок в небольшой нише неизвестного старинного храма, под более поздней постройкой в Троицкой келье Хиландарского монастыря.

В более поздней живописи можно выделить две тенденции:  одна из них,  связанная с македонскими школами  в Константинополе и Фессалоники, получила развитие главным образом в северных провинциях империи в конце XIII и первой половине XIV века, тогда как другая, связанная с более консервативной критской школой,  имеющей  свои корни также в Константинополе, достигла значительного расцвета на Афоне и за его пределами в XVI веке (хотя появление ее здесь относится к значительному более раннему времени).

Тайная Вечеря. Деталь

Памятники первой группы на Афоне встречаем в Протате, фрески которого приписывают наиболее выдающемуся представителю македонской школы Панселину, а также в соборе Хиландарского  монастыря, расписанном великими живописцами Михаилом Астрапой и Евтихием: оба эти ансамбля датируются началом XIV века. Характерными чертами этих фресок  являются  реализм, естественность и динамизм лиц, драматизм настроения и светлые краски, причем все это вписывается в некое метафизическое пространство. Этим же столетием датируются фрески собора Ватопедского монастыря, часовни Святого Георгия Хиландарского монастыря, Благовещенской часовни на кладбище того же монастыря и др.

Ко второй группе памятников, т.е. произведениям критской школы, относятся фрески XVI века, встречающиеся во многих монастырских соборах, в часовнях и трапезных Святой Горы. Представителями критской школы были многие художники, прибывшие на Афон главным образом с Крита и нашедшие здесь убежище и место, предоставляющее возможность продолжать традиции Константинополя после его падения и установления турецкого владычества почти на всей территории империи.

Лучшими образцами этого искусства являются фрески соборов Великой Лавры (1535) и Ставроникитского монастыря (1546), которые были созданы наиболее выдающимся представителем школы  Феофаном Критским и считаются наиболее зрелыми его произведениями. Во втором из упомянутых соборов Феофан работал вместе со своим сыном Симеоном. Другие памятники этой группы находятся в соборах Дионисиева (1547) и Дохиарова (1568) монастырей (работы критского живописца Джорджи), в Ксенофонтовом монастыре (1544; работы также критского живописца Антония) и в часовне Святого Николая Великой Лавры (1560; работы Франко Кателано, который, хотя и был учеником упомянутых выше художников, отличается своими работами от представителей критской школы и проявляет независимость в своем творчестве). Критским художникам принадлежат и другие афонские фрески,  такие, как фрески собора Кутлумушева монастыря (1540), часовни Святого Георгия монастыря Святого Павла (1555), трапезной Великой Лавры (первая пол. XVI века), трапезной Филофеева монастыря (1540) и др.

Предательство Иуды

Основными характерными чертами искусства критской школы, в отличие от македонской, является сдержанность жестов, простота, благородство и спокойствие поз персонажей, темные краски на темном грунте со скудными светлыми линиями на выступающих плоскостях, а кроме того,  тонкий формоо6разующий контур, который выделяет образ вместо светотени. Речь идет о консервативном и строгом искусстве, которое продолжает византийскую традицию с ее идеализмом, создавая из старых и новых элементов новые образы. Критское искусство в течение длительного времени продолжало существовать на Афоне  вплоть до начала следующего века, хотя уже и лишенное оригинальности.

Иоанн Предтеча. Деталь из Деисуса. Мозаика

В первые десятилетия XVIII века художник Дионисий из Фурны (см. его книгу «Толкование искусства живописи»)  проповедовал возвращение к искусству Панселина. Однако возобладавшая на Ионических островах и в других областях Греции западная манера достигла и Афона, оказав некоторое влияние на здешнее искусство, особенно в эпоху турецкого господства. Только в последнее время афонские иконописцы вновь стали обращаться к византийским образцам.

Следует обратить внимание и на настенные мозаики в соборе Ватопедского монастыря. Это  изображение  Благовещения с образами Богородицы и архангела Гавриила, представленными отдельно над капителями восточных колонн  храма; Моления над входом литийного притвора и снова  Благовещения под последним изображением. Эти уникальные мозаики на Афоне датируются временем Комнинов и считаются особенно ценными.