Фрески
В отличие от архитектурного стиля соборов, который может быть определен как уникальный «афонский», живопись на Афоне представляет собой различные художественные течения того или иного времени.
Многие живописцы византийской и поствизантийской эпохи трудились над украшением афонских памятников, значительное число которых сохранилось до сих пор. При этом не следует забывать и того обстоятельства, что Святой Афон славился и собственными художниками-агиографами (иконописцами) и был важным центром агиографии, как например, в Константинополе. Все находящиеся здесь фрески и большая часть выносных икон были созданы афонскими художниками. И в настоящее время здесь находятся агиографические мастерские, в которых трудятся монахи-агиографы.
На внутренних стенах большинства афонских монастырей, храмов, а также многих часовен имеются фрески ( живопись по мокрой штукатурке).
В соответствии с различными периодами византийской эпохи иконографические сюжеты располагаются по следующим один за другим параллельным поясам, разделенных рамками, и поэтому выглядят как самостоятельные картины.
Учитывая иконографические каноны, каждая фреска находится на соответствующем месте, и изображения располагаются снизу вверх. Прежде всего, это образы святых, преподобных и аскетов, затем сцены из Жития и Страстей Христовых, из жития Богородицы, взятые из канонических и апокрифических Евангелий, еще выше – на парусе свода (на сферическом треугольном пространстве) изображены четыре евангелиста, причем Иоанн и Матфей находятся на восточной стороне, поскольку они рассказывают о божественной и человеческой природе Христа, затем, в глубине, т.е. в нише Святого Алтаря, изображены Богородица, Божественная Литургия, причастие апостолов и великие отцы церкви; наконец, на тимпане купола изображены Моление, ангелы и пророки, а внутри самого купола, т.е. в самой высокой части храма, символизирующей небо, – образ Христа Вседержителя.
Большинство памятников Афона было отреставрировано в разное время, в результате чего фрески имеют несколько слоев росписи.
Самые ранние из сохранившихся на Афоне фресок датируются XII веком. Это изображения апостолов Петра и Павла, а также ряд других изображений, например, кресты (возможно, Х века) в келье Равдуха близ Кареи и расположенного ниже Куглумушева монастыря.
К ХIII веку относятся фрагменты фресок в небольшой нише неизвестного старинного храма, под более поздней постройкой в Троицкой келье Хиландарского монастыря.
В более поздней живописи можно выделить две тенденции: одна из них, связанная с македонскими школами в Константинополе и Фессалоники, получила развитие главным образом в северных провинциях империи в конце XIII и первой половине XIV века, тогда как другая, связанная с более консервативной критской школой, имеющей свои корни также в Константинополе, достигла значительного расцвета на Афоне и за его пределами в XVI веке (хотя появление ее здесь относится к значительному более раннему времени).
Памятники первой группы на Афоне встречаем в Протате, фрески которого приписывают наиболее выдающемуся представителю македонской школы Панселину, а также в соборе Хиландарского монастыря, расписанном великими живописцами Михаилом Астрапой и Евтихием: оба эти ансамбля датируются началом XIV века. Характерными чертами этих фресок являются реализм, естественность и динамизм лиц, драматизм настроения и светлые краски, причем все это вписывается в некое метафизическое пространство. Этим же столетием датируются фрески собора Ватопедского монастыря, часовни Святого Георгия Хиландарского монастыря, Благовещенской часовни на кладбище того же монастыря и др.
Ко второй группе памятников, т.е. произведениям критской школы, относятся фрески XVI века, встречающиеся во многих монастырских соборах, в часовнях и трапезных Святой Горы. Представителями критской школы были многие художники, прибывшие на Афон главным образом с Крита и нашедшие здесь убежище и место, предоставляющее возможность продолжать традиции Константинополя после его падения и установления турецкого владычества почти на всей территории империи.
Лучшими образцами этого искусства являются фрески соборов Великой Лавры (1535) и Ставроникитского монастыря (1546), которые были созданы наиболее выдающимся представителем школы Феофаном Критским и считаются наиболее зрелыми его произведениями. Во втором из упомянутых соборов Феофан работал вместе со своим сыном Симеоном. Другие памятники этой группы находятся в соборах Дионисиева (1547) и Дохиарова (1568) монастырей (работы критского живописца Джорджи), в Ксенофонтовом монастыре (1544; работы также критского живописца Антония) и в часовне Святого Николая Великой Лавры (1560; работы Франко Кателано, который, хотя и был учеником упомянутых выше художников, отличается своими работами от представителей критской школы и проявляет независимость в своем творчестве). Критским художникам принадлежат и другие афонские фрески, такие, как фрески собора Кутлумушева монастыря (1540), часовни Святого Георгия монастыря Святого Павла (1555), трапезной Великой Лавры (первая пол. XVI века), трапезной Филофеева монастыря (1540) и др.
Основными характерными чертами искусства критской школы, в отличие от македонской, является сдержанность жестов, простота, благородство и спокойствие поз персонажей, темные краски на темном грунте со скудными светлыми линиями на выступающих плоскостях, а кроме того, тонкий формоо6разующий контур, который выделяет образ вместо светотени. Речь идет о консервативном и строгом искусстве, которое продолжает византийскую традицию с ее идеализмом, создавая из старых и новых элементов новые образы. Критское искусство в течение длительного времени продолжало существовать на Афоне вплоть до начала следующего века, хотя уже и лишенное оригинальности.
В первые десятилетия XVIII века художник Дионисий из Фурны (см. его книгу «Толкование искусства живописи») проповедовал возвращение к искусству Панселина. Однако возобладавшая на Ионических островах и в других областях Греции западная манера достигла и Афона, оказав некоторое влияние на здешнее искусство, особенно в эпоху турецкого господства. Только в последнее время афонские иконописцы вновь стали обращаться к византийским образцам.
Следует обратить внимание и на настенные мозаики в соборе Ватопедского монастыря. Это изображение Благовещения с образами Богородицы и архангела Гавриила, представленными отдельно над капителями восточных колонн храма; Моления над входом литийного притвора и снова Благовещения под последним изображением. Эти уникальные мозаики на Афоне датируются временем Комнинов и считаются особенно ценными.